2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

НАСТАВНИЧЕСТВО- документы ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

Положение о наставничестве

Распоряжение №194-р от 26.02.2021 Об утверждении дорожной карты по внедрению региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в ОО Самарской области

О региональной программе многофункционального наставничества педагогических работников в ОО Самарской области

Приказ №613 «Об утверждении Дорожной карты по внедрению региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

Приказ № 325/1 от 12.11.2021г. «О назначении кураторов наставнической деятельности в ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы»

Программа наставничества ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы СП д\с «Аленушка»

Приказ о назначении наставника в СП д/с «Аленушка«

Наставничество в ДОО

эффективная форма повышения профессиональной компетенции молодых педагогов.

                                                                                                                                                                 старший воспитатель ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

                                                                                                                                                                                               с. Кинель-Черкассы СП д/с «Аленушка»

Русяева Евгения Александровна

   Часто наставничество в детских садах организуется стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста или, который только пришел на работу в детский сад. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении.

О системе наставничества   можно говорить, если присутствуют все ниже перечисленные компоненты:

  • Заинтересованность организации в профессиональном росте сотрудников,
  • Определение конкретных целей и задач,
  • Процесс социальной адаптации молодого специалиста,
  • Межличностное общение между наставником и обучаемым в процессе взаимодействия.

Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогов:

  • педагоги, не имеющие трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
  • педагоги, не имеющие квалификационной категории;
  • выпускники очных, очно-заочных (вечерних) высших и средних специальных учебных заведений, имеющие трудовой стаж педагогической деятельности менее 5-ти лет;
  • студенты очно-заочных (вечерних) форм обучения.

Пять критериев, чтобы выбрать наставников:

  1. Высокий профессионализм, наличие опыта и педагогических  знаний, которые значительно выше должностных  компетенций подшефного педагога.
  1. Умение легко и доступно передавать свои знания, методики и опыт их применения на практике новичкам.
  1. Личное желание заниматься наставничеством.
  2. Признание и авторитет у руководителя и педколлектива, способность оказывать влияние на всех участников процесса обучения.

5.Наличие таких личностных качеств, как ответственность и организованность.

Определены цели наставничества:

  • Помощь новым педагогам в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Задачи:

  • адаптировать наставляемых к условиям осуществления трудовой деятельности;
  • удовлетворить потребность наставляемых в непрерывном образовании и оказывать им помощь в преодолении профессиональных затруднений;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающих педагогов;
  • помочь наставляемым внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательный процесс.

Безусловно, что бы был результат   следуем по  принципам:

  • Контакт наставника и молодого специалиста
  • Добровольность и целеустремленность работы наставника
  • Личный пример наставника
  • Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста
  • Уважительное отношение к мнению подшефного
  • Доброжелательность и взаимное уважение

 Разработали правила общения с наставляемыми:

  • Не приказывать,
  • Не угрожать,
  • Не проповедовать,
  • Не поучать,
  • Не подсказывать решения,
  • Не выносить суждений,
  • Не оправдывать и не оправдываться
  • Не ставить «диагноз»

 Разработан алгоритм деятельности педагога- наставника, который полностью соответствует трем этапам наставничества

1й этап – адаптационный. 2й этап – основной (вхождение в профессию), 3й этап – контрольно – оценочный

  • Анализ затруднений молодого специалиста, Диагностика личностных и профессиональных качеств
  • вычленение и формулировка проблемы-помощи коллег и решение проблемы и самообразование
  • создание собственного опыта в процессе педагогической деятельности-адаптация полученных знаний в практике работы
  • тренировочные практические занятия-анализ и самоанализ образовательного процесса и его результатов-внесение корректировки в образовательную практику
  • определение перспектив развития образовательной деятельности

 1й этап – адаптационный.

На этом этапе мы работаем над определением степени ответственности и компетентности молодого воспитателя, выявляем пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разрабатываем индивидуальный план работы с молодым педагогом. Здесь встаёт задача предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Мероприятия, проводимые на данном этапе   включает в себя:

  • Беседу-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы.;
  • Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
  • Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
  • Диагностика изучения методических потребностей педагогов.

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации.

2й этап – основной (вхождение в профессию).

На втором этапе разрабатывается и реализуется программа, корректируются навыки специалиста, оказывается помощь молодому педагогу в выстраивании программы собственного развития.

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяется методическая тема, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляется план самообразования, начинается формирование портфолио.  Мероприятия, в которых участвует молодой педагог:

  • проведение наставником консультаций на различные темы;
  • изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
  • приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • привлечение к открытому показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).

Сегодня традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня мы используем новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как:

— обучение на рабочем месте «Внутрифирменное повышение компетентности педагогических работников»

— участие в работе «Учебного класса»: просмотр и анализ НОД опытных педагогов, позволяющий использовать их позитивный опыт и в то же время осознать свои недочёты;

-привлечение к участию в профессиональных конкурсах, конечно в форме соавтора (конкурс проектов, методических разработок).

Цель-дать почувствовать свой успех.

— рефлексии собственной педагогической деятельности.

Именно на этом этапе очень важна оценка воспитателя наставником, коллегами и администрацией детского сада. И конечно оценка должна по возможности быть положительной.

3й этап – контрольно — оценочный.

Именно на третьем этапе происходит самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации: освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование.

Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому специалисту очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы, и самое главное происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

Не меньше пользы приносит эта система и наставнику.  Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Общаясь с молодыми коллегами, наставники приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

Созданы условия для успешной адаптации молодого педагога

  1. Осуществление адаптации в непрерывной связи с процессом личностного и
  2. профессионального развития педагога.
  3. Максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки в организации педагогического труда, активная поддержка личностного и профессионального роста молодого педагога.
  4. Соответствие материально-технического обеспечения образовательного процесса современным требованиям для реализации молодым педагогом инновационных подходов в воспитании и образовании обучающихся.

Наиболее эффективные формы и методы работы наставника с молодым педагогом:

  • обучение на рабочем месте;
  • участие в работе методических объединений;
  • самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • просмотр открытых занятий коллег с дальнейшим анализом;
  • решение и анализ педагогических ситуаций;
  • обучение составлению подробных планов-конспектов  занятий и т.д.
  • просмотр и анализ видео занятий педагогов из других регионов в сети интернет .
  • включение в профессиональные конкурсы.

Отчет наставника за 2022-2023 учебный год

Кейс  отчет  наставляемого

Отзыв наставника 

Отзыв наставляемого

Отзыв наставника

Отзыв наставляемого

Итоговый результат